ИГРАЙ, ГАРМОНЬ сыграли в очко
В понедельник 8 июля 2002 года, тяжёлый день для всех фанатов традиционного панка и рока, уморённых летом и пивом, питерский коллектив нетрадиционного панка Играй, гармонь сыграл свой юбилейный 21-й концерт в клубе "Орландина", что на Петроградской стороне (С.-Пб.)
Публика явилась на заявленный в афише крупными буквами БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД. Поскольку сию афишу корреспонденту РокмЬюзик.Ру читали монотонно мелкими буквами по телефону, название второй группы привлекло больше. Вечером оказалось, что больше привлекает и музыка: очень живая, энергичная, причудливая и добротно тяжёлая. Поэтому о БРИГАДНОМ ПОДРЯДЕ два слова в конце, а сейчас поговорим о современном панке. Ирокезов в зале не было ни одного - нынешний БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД к этому не располагает, как и к восприятию чего-то более усложнённого, чем "традиционный говнорок, сдобренный панком" (определение Ксюши, художницы/слушательницы, сидевшей на жёрдочке недалеко от меня). Однако, в итоге проколотило даже "бригадную" публику: уже к середине концерта девАчки начали танцевать и аплодировать "гармонистам".
Играй, гармонь, коллектив, исполняющий музыку в стиле (открывай свой словарик, злобный зритель, вноси новую графу) ди-ска-панк (быстрое произношение "дископанк" рождает дополнительные стрёмные ассоциации), собрался в прошлом году и поначалу никак не мог войти в ритм. Целых три концерта группа не сыграла - сперва надо было выступать в Выборге, изначальный барабанщик группы доехал до бывшего финского города с опазданием часов на пять, второй концерт был вместе с П.Т.В.П., которые увлеклись и сыграли не только своё, но и гармоническое время, перед третьим вокалиста скосила лихоманка. Так или иначе, дебют затянулся до 2002 года. Играй, гармонь сыграла впервые 27 января, это была как раз годовщина снятия блокады Ленинграда. Разблокированная вслед за родным городом группа во второй раз дала концерт 30 апреля, а потом понеслось - почти 20 выступлений за два месяца.
Гармонист Миша Кулаженков (баян, аккордеон) был решительно против такого вызывающего названия группы - уж больно его тошнило от одноимённой телепередачи, но садисты-одногруппники настояли на своём и теперь Миша привык и даже носит на сцене специальную архаичную шляпу, чтобы концентрировать внимание публики на себе. Впрочем, на самом-то деле, это всего лишь невинный элемент дизайна, ибо фокусировке внимания в точке чуть левее вокалиста способствуют минимум три фактора: бенефисное для Миши название, хорошая игра на инструменте и удалая внешность (я заметил, что девАчки тащились). Вокалист и автор текстов Роман Измайлов, впрочем, всё равно перетягивает зал на себя вечным мельтешением по сцене, мимикой доброго зомби из "мыльного" телеужастика и чтением парадоксальных стихов, в которых чувствуется школа Маяковского и Никонова. Вместе с барабанщиком Сергеем Илизировым и басистом Сашей Шестаковым эти двое создают довольно причудливую музыкальную вязь, в принципе не ассоциирующуюся с достижениями Sex Pistols, хотя персонажи в майках с лондонской четвёркой и присутствовали в зале. "Да кто тебе сказал, что мы панки? - осведомляется у меня серьёзным голосом постоянного поверенного Роман Измайлов. - Мы все образованные молодые люди из интеллигентных семей". Подумав о том, что журналист не обязан выдавать информаторов, я решил, что в данном случае тайна не стоит и выеденного яйца и назвал кличку мэтра питерской панк-журналистики. Роман хмыкнул и принялся расуждать о том, что если уж и говорить о панке, то его больше привлекает активизм, присущий лучшим представителям панк-сообщества - самосотоятельный выпуск кассет, дисков, журналов, вообще - неравнодушное отношение к общественным проблемам.
И всё-таки они - панки. Это видно по всему: по грязной, то хрипящей, то свистящей гитаре, по текстам (см. в приложении), по выражению лица гармониста в момент, когда он выдаёт соло... Но к жанровым определениям ребята из Играй, гармонь относятся с понятным скепсисом: "Определение "ди-ска-панк", которое мы себе придумали, также мало означает, как и само название группы. Когда музыка весит больше, чем всё, что вокруг неё, - озвучивает Роман Измайлов, - тогда группа и существует".
В течение июля с поджигательным творчеством коллектива Играй, гармонь можно будет ещё не раз познакомиться на питерской сцене; на осень запланированы гастроли в Твери. О московских концертах пока ничего не известно. В эту субботу, 13-го, ребята играют во "Фронте", так что все в Питер, покуда ещё хоть чуть-чуть белые ночи!
Теперь, с некоторым сомнением, - о БРИГАДНОМ ПОДРЯДЕ. Звёзды питерской панк-сцены конца 80-х не пережили испытания перестройкой и либерализацией и распались бог знает сколько лет назад. В конце 90-х воссозданы. Количество пересечений с оригинальным составом - 0. Количество исполняемых старых песен - довольно велико. Хорошо всё это или плохо - судить не мне, а старым фанатам, ходившим на ПОДРЯД в 80-е, я лишь могу констатировать, что нынешний концерт в "Орландине" был уникальным. Барабанщик "по определённым причинам" не в силах был подняться на сцену и группа выступала "анплагт" - бас и акустическая шестиструнка. "Но это тоже хорошо, - заметил со сцены Канвиссер, - многие из вас, возможно, впервые расслышат все слова песен". Слова действительно были вполне разборчивы. Не ускользнуло от внимания девАчек и фирменное мужское либидо вокалиста. Странно: в акустике группа Канвиссера напоминает чуть более молодой ЧАЙФ с чуть более современными и циничными текстами. Но былого панка тут и не ночевало. Вроде бы и песни те же, а вот... Добротный русский рок, хоть сейчас в формат. Есть такое качественное определение.
Отдельных аплодисментов заслуживает Оля, рулившая звук на этом концерте: руки и уши у неё явно золотые (а мозги - на быстрых нейронах).
Приложение:
ДИКИЙ ВОСТОК (из репертуара группы Играй, гармонь; слова Романа Измайлова)
Смог над прерией площади, утро - синоним пожара.
Краснорожий рабочий, сдирающий скальп с тротуара,
улыбается зареву (впрочем, вяло).
Сунуть бы под одеяло
голову, выспаться, не идти на работу...
Только отбойник ревёт свою совершенную ноту
под окнами. И денег нет ни рубля... Придётся крутиться. Земля
меняет золото листьев на сталь водопада,
даже зеркало отражает процесс распада,
уход от целого к частному. (Дальше читай между строк:
.............................................)
Как же мне надоел этот ваш дикий Восток!
Влад Тупикин